Можете ли вы ответить на вопрос «Сколько всего существует праздников на планете Земля»? Скорее всего, вряд ли. И в этом нет ничего удивительного. Таковых на земном шаре накопилось превеликое количество. Более того, даже фанатичный ученый, который положит всю свою профессиональную жизнь на изучение данного вопроса, также в лучшем случае сможет дать лишь примерные цифры. А все потому, что наряду с общеизвестными праздниками в практически каждом уголке мира обязательно найдется ряд торжеств, о которых ведают лишь избранные.
Единые корни
Вместе с тем все это разнообразие, как ни странно, корни имеет практически одни и те же. История возникновения праздников в подавляющем большинстве случаев упирается в древние верования и магические ритуалы. Давайте посмотрим, что представляли собой первобытные празднества, и как это вообще могло происходить.
Есть мнение, что все началось с ритуальных плясок вокруг костра. Например, для того, чтобы что-то привлечь или, напротив, отпугнуть. По природе своей человек – это существо не совсем самостоятельное. Потому-то на подсознательном уровне он всегда искал (и продолжает эти поиски) защиты у кого-то, взывая к его милости. Все началось с простейших форм – ритуальных обращений к духам лесов, полей и рек. Во многих культурах это действо приправлялось животными или человеческими жертвоприношениями. В дальнейшем, когда оформились различные религии, все эти мольбы стали направляться уже в адрес единого Бога.
Эстетика, нравственность, развлечение
Однако будет ошибочно предполагать, что древние праздники связаны исключительно с языческими культами и прочими подобными вещами. У этих действ было три основных предназначения – эстетика, нравственность и, как нетрудно догадаться, развлечения.
Эстетическая функция заключалась в том, чтобы поставить празднество в противовес обыденности. Достигалось это путем создания соответствующего визуального ряда в виде всевозможных костюмов, атрибутики и специальных декораций, а также музыкального сопровождения. В качестве наглядного примера, дожившего до современности, тут можно упомянуть ритуальные танцы некоторых африканских племен. Стоит заметить, что в этих плясках каждое движение и звук имеют свой потайной смысл.
Нравственная функция достигалась путем восхваления различных добродетелей: веры, отваги, послушания, преданности, честности, благородства и так далее. Когда еще человеческой речи как таковой не существовало, древние люди передавали эти истины при помощи жестов, мимики и нечленораздельных звуков, снабженных нужной интонацией. Позднее все эти «поучения» оформились в песни, притчи, костюмированные сценки и другие разновидности того, что принято называть фольклором.
Развлекательная функция в особом объяснении не нуждается. Праздник – это повод отвлечься от повседневных забот и запастись положительными эмоциями до следующего подходящего повода. Возможно, уже тогда люди стали приобретать привычку «жить от праздника до праздника». Ведь не каждый же день можно на вполне официальных началах предаться веселью и беззаботности. К тому же, если бы у торжественных мероприятий не было такой привлекательной стороны, то вряд ли бы они сумели завоевать огромную популярность. Согласитесь, что от такого стимулятора, приводящего к ощущению свободы и раскрепощения, отказаться не так уж и легко.
Концепция «трех У»
Далее, как нетрудно догадаться праздники пошли по стезе «трех У»: увеличения, усложнения и усовершенствования. Это процесс по-научному еще именуют «эволюцией», то есть планомерным развитием от простых форм до более сложных. Происходило все это параллельно с социальными процессами, вследствие чего одни праздники исчезали, а на смену им приходили другие. Так, например, по вполне объективным причинам светского характера языческие праздники сменились христианскими.
Нелишним будет заметить, что праздничные события могут быть как символом примирения и объединения, так и разобщенности. Последнее актуально для тех людей, которым жизненно необходимо почувствовать (и особо подчеркнуть!) свою индивидуальность и непохожесть на других. Так образовались отдельные сообщества по национальному, религиозному, политическому, идеологическому и даже ментальному признаку. И это, как нетрудно догадаться, отразилось на праздниках. Наглядный пример: Дни независимости, которые в каждом государстве отмечаются в совершенно разные даты.
К слову о датах. Есть праздники, которые напрямую с ними связаны. То есть в конкретный день конкретного месяца конкретного года произошло некое событие, которое современники сочли достойным остаться в памяти будущих поколений. Победили в серьезной битве? Празднуем! Отделились или присоединились к кому-то? Отмечаем! Приняли новый закон? Гуляем! И поскольку социальные процессы не стоят на месте, то и число таких дней постоянно увеличивается.
Настоящее и будущее
Во что же все эти преобразования в итоге вылились? В немалое число видов и подвидов праздников. Вот лишь несколько примеров: государственные, религиозные, национальные, семейные, профессиональные. И у каждого свои традиции, особенности и масштабы.
Что отличает народные праздники? В них особо подчеркивается самостийность, естественность и органичность культуры людей, проживающих на той или иной территории. Что же касается государственных праздников, то они подчинены главенствующей идеологии или, как минимум, особому регламенту.
Однако на этом история праздников не заканчивается. Они продолжают с завидным упорством плодиться и размножаться. Каковы прогнозы на будущее? Вряд ли эта тенденция когда-то приостановится. А потому изучать праздники будет все интереснее и интереснее.