Успех во многих сферах деятельности зависит от умения произвести на слушателей желаемое впечатление. Поэтому тем, кто занимается политикой, преподаванием, бизнесом, не говоря уже о рекламе, важно знать и применять приёмы ораторского искусства.
1 Лексические приёмы подразумевают использование различных тропов — слов и выражений, применяемых в переносном значении для достижения большей выразительности. Часто используемые тропы:
lСравнение — уподобление предметов или их свойств. Они помогают сделать абстрактные и незнакомые вещи понятными и простыми, например, числовые данные:
«Температура солнечного ядра 15 млн.°C... к кусочку ядра размером с головку булавки невозможно было бы подойти ближе, чем на 140 км.»
lМетафора — перенос названия с одного на другой, похожий или, наоборот, контрастный предмет:
«Выходить из себя, осень жизни, ветреный человек, железные нервы, тёмная личность...»
lЭпитет — слово или выражение, образно определяющее предмет, придающее ему новый смысловой оттенок:
«Любить горячо, ясная лазурь, голубая кровь, золотая осень, холодное сердце...»
lГипербола — преувеличение, подчёркивающее или усиливающее свойства предмета речи:
«море слёз, как песка на берегу моря, уже сто раз сказал, не виделись тысячу лет...»
Другие тропы: ирония, аллегория, противопоставление, иносказание, литота (преуменьшение) и т. д. Они включают образное мышление слушающих и задействуют их воображение и чувства. Особенно эффективны могут быть цитаты, поговорки, пословицы, логические цепочки, крылатые выражения, анекдоты, короткие притчи и т. п.
2 Синтаксические приёмыоснованы на построении текста, порядке слов и предложений в нём. Самые часто используемые:
lПовтор — вторичное упоминание (дословное или перефразированное) уже высказанного слова или мысли:
«За теми деревнями леса, леса, леса» или «Я невиновен! Повторяю: невиновен!»
lУмолчание — неожиданный обрыв фразы с целью взволновать аудиторию:
«Но смерть… но власть… Но бедствия народны…»
lПаузы и промедления между двумя частями текста или предложения создают нагнетание и акцентируют внимание:
«Итак... в номинации побеждает...»
lРиторические вопросы побуждают слушателей мысленно давать нужные ответы:
«Мечты, мечты, где ваша сладость?» или «А судьи кто?»
lПредуведомление помогает заранее подготовить аудиторию к содержанию речи:
«В этой речи мы получим ответы на такие вопросы...»
3 Голосовые приёмы подразумевают правильное владение дыханием и голосовыми связками. Как правило, требуют отработки как сами по себе, так и в рамках репетиций конкретного выступления.
lХорошая дикция — чёткость произношения звуков, слов и фраз. Подразумевает отсутствие речевых дефектов (шепелявости, гнусавости и т. п.), проговаривание всех необходимых звуков без проглатывания окончаний.
lТемп речи не должен быть затяжным или ускоренным (кроме тех частей речи, где это необходимо для воздействия на публику). Оптимально — 120 слов в минуту.
Начиная с медленного и постепенно переходя к более быстрому темпу докладчик может
создать эффект нагнетания речи и усилить впечатление.
lСила голоса (повышение или понижение в нужных местах громкости и экспрессивной окраски) соизмеряется величине аудитории и содержанию речи.
4 Общие правилаораторского искусства:
lИнформативность (объективность, содержательность, полезность для аудитории).
lПродолжительность речи — максимум 30-40 минут, иначе будет трудно удержать внимание слушателей.
lГрамотность (исключить ошибки, ненормативную лексику, сленг, слова-паразиты, иностранные слова, если их можно заменить на русские, расшифровать аббревиатуры, которые могут быть не понятны, проверить правильность ударений и т. п.).
lСтруктура речи: небольшое, вызывающее интерес вступление, несколько основных, чётко выделенных пунктов и побуждающее заключение.
Как видно, ораторское искусство не совсем талант, а скорее набор техник, приёмов и правил, следуя которым каждый может научиться воздействовать на умы и сердца своих слушателей.
Что такое ораторское искусство? В чём его секреты? Чем оно полезно и как применить его в своих речах и лекциях? Какие эффективные приёмы используют профессионалы? Статья рассказывает об общих правилах этого искусства и трёх основных группах ораторских приёмов.