Как проверить уровень заряда аккумулятора мультиметром?

Как проверить уровень заряда аккумулятора мультиметром?

Автор

О том, как проверить аккумулятор мультиметром, должен быть осведомлён каждый водитель, поскольку именно с помощью данного устройства возможно измерить заряд аккумулятора наверняка (бортовые компьютеры могут выдавать неверные значения вследствие не прямого подключения к накопителю).
Вам понадобится:
  • Автомобиль
  • Работающий клаксон
  • Мультиметр
#1

Общеизвестно, что аккумулятор в современной машине – один из важнейших элементов, без должной работы которого невозможно как передвижение автомобиля в принципе, так и работа внутренних его систем. Поэтому становится очевидным, что знать, как проверить аккумулятор мультиметром, чтобы измерить текущее напряжение, должен абсолютно каждый автолюбитель, дабы предупредить его разрядку и вытекающие из этого последствия.

#2

Перед тем как проверить работоспособность аккумулятора мультиметром, рекомендуется оценить его состояние с помощью простого приёма. Суть его проста: сразу после того, как авто завелось, необходимо включить дальний свет фар на минуту-полторы, затем деактивировать его и сразу нажать на кнопку клаксона. Если сигнал резкий и громкий, то заряд аккумулятора в норме и дополнительно измерять напряжение на нём бессмысленно. В противном же случае, необходимо в обязательном порядке прибегнуть к помощи измерительного прибора. Стоит подчеркнуть, что если аккумулятор сильно нагрелся за прошедшее время, то это может быть сигналом к тому, что его необходимо сменить (зачастую перегретый накопительный элемент даже взрывается).

#3

Чтобы измерить заряд на аккумуляторе с помощью мультиметра, следует, во-первых, подключить кабель красного цвета (его также называют щупом) в специальное гнездо, находящееся на передней панели прибора. После этого следует установить диапазон измерения: поскольку заряд полностью исправного аккумулятора при выключенном двигателе варьируется в диапазоне от 12,3 В до 13 В, то параметр, определяющий область измерения должен быть установлен на отметке «0-20 В». Далее следует прикоснуться двумя специальными «клешнями»прибора к клеммам аккумулятора, но не более, чем на 2-3 секунды – это очень важно! Потенциальная работоспособность накопительного элемента может быть значительно снижена, если передержать подводящие контакты на клеммах, а для измерения текущего напряжения хватит даже секунды.

#4

Сравнивать значение, выведенное прибором на дисплей, необходимо с параметрами, указанными в документации к автомобилю, поскольку аккумуляторы разных моделей машин имеют различные нормальные показатели. Использовать мультиметр для измерения текущего напряжения на автомобиле можно и при работающем двигателе автомобиля. Порядок действий абсолютно тот же, однако нормальное значение напряжения в этом случае составляет чуть больше - 13,5-14 В. Если мультиметр показывает значение, превышающее максимальный порог, указанный в документации, то это свидетельствует об избыточной работе генератора, что, в принципе, нормально в некоторых условиях, когда от автомобиля требуется запуск сразу нескольких систем, нуждающихся в питании.



#5

В этом случае следует измерить напряжение вторично, примерно через 10-12 минут после запуска двигателя. Если через это время оно спадёт до нормальных значений, то аккумулятор находится в исправном состоянии. Иначе можно практически со 100%-ой уверенностью говорить о том, что он работает с максимальной отдачей на постоянной основе, а это уже грозит полным выкипанием электролита.

#6

Если значение напряжения на дисплее мультиметра меньше, чем 13,3-13,5 В, то это свидетельствует о том, что аккумулятор не в состоянии зарядиться до конца. Чтобы убедиться в этом, рекомендуется провести два пробных измерения: одно должно протекать при отключённой аудиосистеме, печке и деактивированных фарах, габаритах и дневных ходовых, второе – при максимальном количестве включённых элементов, «требующих» электропитания. Если и в том, и в другом случае напряжение меньше 13,5 В, то в обязательном порядке следует обратиться в автосервис для замены накопительного элемента.

#7

Низкое напряжение, выведенное на дисплей мультиметра, может быть мнимым, то есть не соответствующим истинному. Возникает ошибка подобного рода часто вследствие того, что контакты, расположенные на концах аккумулятора, окислились, а это ощутимо понижает общее значение напряжения. Для точного измерения их следует аккуратно предварительно прочистить шкуркой, после чего протереть мягкой тряпкой и повторить измерение.

#8

С помощью мультиметра также можно проверить ёмкость аккумулятора автомобиля. В настоящее время на станциях технического обслуживания эта процедура обычно выполняется с помощью других инструментов, однако если понадобится измерить ёмкость в «полевых» условиях, то данный прибор также справится с этой задачей. Поскольку для измерения ёмкости берут такую нагрузку, которая забирает её половину, то при выборе нагрузочного элемента следует отталкиваться от задокументированных значений ёмкости (с помощью несложных математических операций так можно подобрать нагрузку к любому аккумулятору).

#9

Перед тем, как проверить емкость аккумулятора мультиметром, следует дать ему какую-либо нагрузку, с которой он должен с лёгкостью справляться, например, автомобильную фару (так, для аккумулятора с ёмкостью в 7А/ч прекрасно подойдёт та, мощность которой составляет 35-40 Вт). После того, как лампа подключена к аккумулятору, следует обязательно следить за режимом её работы: если она в течение 2-3 минут ощутимо теряет в яркости, аккумулятор неисправен. Если же значение на дисплее мультиметра колеблется в пределах 12,4-12,9 В, то накопительный элемент полностью функционален. Чуть меньшие значения являются индикаторами ухудшающегося состояния аккумулятора.

На заметку!
tw fb vk