\
Как использовать на лекциях мощные приёмы ораторов?

Как использовать на лекциях мощные приёмы ораторов?

Автор

Что такое ораторское искусство или риторика? По определению, это умение говорить красноречиво и убедительно. Эта наука зародилась ещё в Древней Греции и существует уже более 25 веков. Почему же это умение называется именно искусством, ведь не нужно особенного таланта, чтобы сообщить что-то другим людям? Потому что его целью, как и в любом другом искусстве, является не только передача информации, но и воздействие на чувства слушающих. Вдохновить, убедить, побудить... Вот тот эффект, которого оно призвано достигать.

Успех во многих сферах деятельности зависит от умения произвести на слушателей желаемое впечатление. Поэтому тем, кто занимается политикой, преподаванием, бизнесом, не говоря уже о рекламе, важно знать и применять приёмы ораторского искусства.

1 Лексические приёмы подразумевают использование различных тропов — слов и выражений, применяемых в переносном значении для достижения большей выразительности. Часто используемые тропы:

lСравнение — уподобление предметов или их свойств. Они помогают сделать абстрактные и незнакомые вещи понятными и простыми, например, числовые данные:

«Температура солнечного ядра 15 млн.°C... к кусочку ядра размером с головку булавки невозможно было бы подойти ближе, чем на 140 км.»

lМетафора — перенос названия с одного на другой, похожий или, наоборот, контрастный предмет:

«Выходить из себя, осень жизни, ветреный человек, железные нервы, тёмная личность...»

lЭпитет — слово или выражение, образно определяющее предмет, придающее ему новый смысловой оттенок:

«Любить горячо, ясная лазурь, голубая кровь, золотая осень, холодное сердце...»

lГипербола — преувеличение, подчёркивающее или усиливающее свойства предмета речи:

«море слёз, как песка на берегу моря, уже сто раз сказал, не виделись тысячу лет...»

Другие тропы: ирония, аллегория, противопоставление, иносказание, литота (преуменьшение) и т. д. Они включают образное мышление слушающих и задействуют их воображение и чувства. Особенно эффективны могут быть цитаты, поговорки, пословицы, логические цепочки, крылатые выражения, анекдоты, короткие притчи и т. п.

2 Синтаксические приёмыоснованы на построении текста, порядке слов и предложений в нём. Самые часто используемые:

lПовтор — вторичное упоминание (дословное или перефразированное) уже высказанного слова или мысли:

«За теми деревнями леса, леса, леса» или «Я невиновен! Повторяю: невиновен!»

lУмолчание — неожиданный обрыв фразы с целью взволновать аудиторию:

«Но смерть… но власть… Но бедствия народны…»

lПаузы и промедления между двумя частями текста или предложения создают нагнетание и акцентируют внимание:

«Итак... в номинации побеждает...»

lРиторические вопросы побуждают слушателей мысленно давать нужные ответы:

«Мечты, мечты, где ваша сладость?» или «А судьи кто?»

lПредуведомление помогает заранее подготовить аудиторию к содержанию речи:

«В этой речи мы получим ответы на такие вопросы...»

3 Голосовые приёмы подразумевают правильное владение дыханием и голосовыми связками. Как правило, требуют отработки как сами по себе, так и в рамках репетиций конкретного выступления.

lХорошая дикция — чёткость произношения звуков, слов и фраз. Подразумевает отсутствие речевых дефектов (шепелявости, гнусавости и т. п.), проговаривание всех необходимых звуков без проглатывания окончаний.

lТемп речи не должен быть затяжным или ускоренным (кроме тех частей речи, где это необходимо для воздействия на публику). Оптимально — 120 слов в минуту.

Начиная с медленного и постепенно переходя к более быстрому темпу докладчик может

создать эффект нагнетания речи и усилить впечатление.

lСила голоса (повышение или понижение в нужных местах громкости и экспрессивной окраски) соизмеряется величине аудитории и содержанию речи.

4 Общие правилаораторского искусства:

lИнформативность (объективность, содержательность, полезность для аудитории).

lПродолжительность речи — максимум 30-40 минут, иначе будет трудно удержать внимание слушателей.

lГрамотность (исключить ошибки, ненормативную лексику, сленг, слова-паразиты, иностранные слова, если их можно заменить на русские, расшифровать аббревиатуры, которые могут быть не понятны, проверить правильность ударений и т. п.).

lСтруктура речи: небольшое, вызывающее интерес вступление, несколько основных, чётко выделенных пунктов и побуждающее заключение.

Как видно, ораторское искусство не совсем талант, а скорее набор техник, приёмов и правил, следуя которым каждый может научиться воздействовать на умы и сердца своих слушателей.

Что такое ораторское искусство? В чём его секреты? Чем оно полезно и как применить его в своих речах и лекциях? Какие эффективные приёмы используют профессионалы? Статья рассказывает об общих правилах этого искусства и трёх основных группах ораторских приёмов.

На заметку!
tw fb vk